Совершенство щедрости: дана-парамита Д-р Александр Берзин В детском возрасте нам часто говорят, что нужно делиться игрушками и конфетами, но даже взрослым бывает трудно проявлять щедрость. Часто нам кажется, что нам самим будет нечем наслаждаться, если мы отдадим то, что у нас есть. Но Будда говорил, что щедрость – превосходная практика, которая не только приносит непосредственную пользу другим, но и мы сами чувствуем огромную радость и удовлетворённость. В этой статье мы рассмотрим щедрость как первое из шести далеко ведущих состояний ума (совершенств). ​ Введение Шесть далеко ведущих состояний ума, также известные как шесть совершенств и шесть парамит, – это состояния ума, которые позволяют нам работать над собой и наилучшим образом помогать другим. Они непосредственно противостоят главным препятствиям на пути к успеху, таким как лень и гнев, и полезны каждому. Их называют далеко ведущими, потому что в буддийском контексте они помогают пересечь океан наших ограничений и проблем и достичь «далёкого берега», когда мы разовьём их в полной мере. Если наша мотивация – отречение, решимость быть свободными от всех страданий, парамиты приведут нас к освобождению. Сопровождаемые мотивацией бодхичитты – устремлением стать буддой, чтобы наилучшим образом помогать другим, – они приведут нас к просветлению. Шесть далеко ведущих состояний ума: • щедрость, • этическая самодисциплина, • терпение, • усердие, • умственная устойчивость (сосредоточение), • распознавание (мудрость). Мы практикуем все шесть – и во время медитации, и во время повседневных дел. Это всё равно что качать мышцы: чем больше мы практикуем эти состояния ума, тем сильнее они становятся. Со временем они станут естественной частью нашей жизни, мы будем всё время применять их без усилий – и в отношении других и в отношении нас самих. Щедрость Щедрость – это состояние ума, когда мы готовы отдать другим всё, что им нужно. Это не означает, что нам придётся раздать абсолютно всё и стать нищими, как если бы нищета сама по себе являлась добродетелью, о чём говорится в некоторых религиях. В данном случае щедрость означает, что мы готовы отдавать беспрепятственно и без колебаний, а также тогда, когда это уместно; последнее требует распознавания. Мы не даём пистолет тому, кто хочет пойти убивать, думая: «Я такой щедрый. Вот тебе деньги на пистолет». Другой пример неуместной щедрости – давать деньги на наркотики. Практика щедрости не означает, что нам нужно быть богатыми. Даже если мы крайне бедны и нам нечем поделиться, у нас может быть желание отдавать. В обратном случае небогатые люди не могли бы развивать щедрость. Созерцая красивый закат, мы можем проявить щедрость, пожелав, чтобы все могли им насладиться. То же самое можно делать с красивыми пейзажами, хорошей погодой, вкусной едой и так далее. Всё это щедрость! Можно практиковать даяние, не только отдавая другим то, что у нас есть, но и то, что не принадлежит никому. Можно отдавать другим хорошие вещи в своём воображении во время медитации, но если у нас есть то, что может понадобиться и принести пользу другим, мы на самом деле отдаём это, а не просто представляем в уме! Щедрость служит противоположностью скупости – нежеланию ничем делиться. Скупость обычно сопровождается чувством, что, если мы отдадим что-нибудь другим, нам самим ничего не останется. Однако, как говорит тибетская поговорка: Если я оставлю всё себе, то что смогу отдать другим? Важно не становиться фанатиками. Работая во благо других, нужно есть и спать. Нам необходимо заботиться и о себе, поэтому щедрость в первую очередь означает, что мы делимся тем, что у нас есть. Самые продвинутые бодхисаттвы могут отдать другим даже свою жизнь, но на нашем уровне это нереалистично. Нам пока не нужно отдавать всё и умирать от голода. Но мы «жертвуем» своим телом, помогая другим, например выполняя трудную и кропотливую работу, занимаясь физическим трудом. Не нужно бояться испачкать руки! Делиться так называемыми корнями добродетели – тоже часть щедрости. Это накопленные нами положительные потенциалы (положительная сила). Приведу пример из своей жизни. Накопив положительный потенциал благодаря конструктивным действиям в прошлых жизнях, я смог встретиться с некоторыми из величайших буддийских мастеров, живущих в Индии, учиться у них, получать приглашения во многие страны мира и познакомиться со множеством замечательных людей. Тем самым я накопил ещё больше положительного потенциала, и сейчас моя практика в том, чтобы делиться этими «корнями добродетели» с другими, вместо того чтобы оставлять их плоды себе. Когда это уместно, я делюсь своими связями с другими и знакомлю их со своими учителями и другими образованными и альтруистичными людьми по всему миру. Я стараюсь делиться своими знаниями, которые я получил в университете и затем в течение нескольких десятилетий учёбы и медитации в Индии. Вот что такое делиться корнями добродетели: мы открываем двери для других. В целом, говорят о четырёх видах даяния: 1. даяние материальной помощи, 2. наставлений и советов, 3. защиты от страха, 4. любви. Оказание материальной помощи Речь идёт о даянии пищи, одежды, денег и других вещей, которые у нас есть. При этом важно различать, когда даяние уместно, и проявлять щедрость уважительно, а не как будто мы кидаем кость собаке. Чтобы оказывать материальную помощь, необязательно быть богатыми. Можно отдавать то, что нам не принадлежит. Это не означает, что нужно воровать, как современный Робин Гуд! Например, можно делать чище окружающую среду, чтобы другие люди наслаждались чистыми лесами, парками и так далее. Это превосходный подарок. Можно делиться приятными переживаниями, например: «Пусть все смогут насладиться прекрасной погодой». Это необязательно должны быть материальные вещи. Можно отдавать своё тело, жертвуя своим временем, вкладывая свой труд, заинтересованность и силы, воодушевляя других и так далее. Это искусные методы, с помощью которых мы можем практиковать материальную щедрость. Разумеется, неуместно давать другим яд, оружие и всё остальное, что они могут использовать во вред себе или другим. Даяние учения и советов В буддийском контексте речь идёт о даянии Дхармы – буддийского учения, но то же самое верно и в других областях. Это не только преподавать, переводить, стенографировать, публиковать материалы, основывать образовательные центры и работать в них, но и отвечать на вопросы, давать советы и информацию, когда мы можем это сделать. В традиции сакья также говорится о подношении самадхи (сосредоточения). Это означает, что мы отдаём другим различные аспекты нашей практики Дхармы. Мы подносим им всё, что узнали из книг и от учителей, и используем свой опыт, чтобы им помогать. Это касается наших знаний, убеждённости, дисциплины, прозрения и сосредоточения, а также включает объяснение Дхармы другим. Всё это разновидности даяния Дхармы, но сюда можно отнести даяние любых полезных знаний. Защита от страха Этот вид щедрости означает, что мы помогаем тем, кто в трудной ситуации. Сюда относится спасение животных, предназначенных на убой, и освобождение животных, которых держат в клетках или загонах. Если мы вытаскиваем тонущих мух из бассейна или спасаем людей и животных от сильного жара или холода – это тоже даяние защиты. Если у нас дома оказался жук, мы не вышвыриваем его из окна, придумывая оправдания, почему он не разобьётся, пролетев пять этажей. В данном случае щедрость защиты от страха – вынести его из квартиры осторожно. Мы не смываем его в унитаз, желая ему приятного пути! Сюда можно включить ситуации, когда мы успокаиваем тех, кто испуган, например животных, на которых охотятся, или наших детей, когда они чего-нибудь боятся. Если кошка мучает мышь, мы стараемся защитить мышь, забрав её и унеся подальше. В тантре в даяние защиты от страха также включается беспристрастие. Другим не нужно бояться нас, потому что мы не цепляемся за них из-за привязанности, не отвергаем их из-за гнева и враждебности, не игнорируем их из-за наивности. Мы открыты всем в равной степени, и это превосходный подарок каждому. Даяние любви В тантре также говорится о четвёртом типе щедрости – даянии любви. Здесь не имеется в виду, что мы идём всех обнимать. Мы желаем каждому быть счастливым. Таково определение любви – пожелание, чтобы другие были счастливы и обладали причинами счастья. Как правильно практиковать щедрость В практику любого из шести далеко ведущих состояний ума мы стараемся включить остальные пять. Практикуя щедрость вместе с этической дисциплиной, мы избавляемся от всех неправильных скрытых мотивов, вместе с терпением – мы не обращаем внимания на трудности, вместе с усердием – мы радуемся даянию, вместо того чтобы отдавать из чувства долга, вместе с умственной устойчивостью – мы делаем это сосредоточенно и в конце посвящаем другим накопленную положительную силу, вместе с распознаванием – мы осознаём, что дающий, получатель и отдаваемый объект лишены самодоказанного существования; все они зависят друг от друга; без получающего не может быть и отдающего. Прочесть стать полностью можно на сайте https://studybuddhism.com/ru/tibetskiy-buddizm/put-k-prosvetleniyu/lyubov-i-sostradanie/sovershenstvo-schedrosti-dana-paramita На фото визит д-ра Алекса Берзина в Дацан Гунзэчойнэй в 2019 году. Архив Дацана.

Теги других блогов: Будда щедрость совершенство